• Free consultations 24/7
  • Иконка телефона +1 (310) 933-4443
    Поддержка: Онлайн

    Ждем вашего звонка :)

    Наше рабочее время:

    Mon — Fri, 8am — 2am (EST)

    Поддержка: Офлайн

    Будем онлайн через: 2h 34 min

    Наше рабочее время:

    Mon — Fri, 8am — 2am (EST)

Визуальное Восприятие: Принципы Гештальта

Визуальное Восприятие: Принципы Гештальта

В 1910 году психолог Макс Вертгеймер испытал озарение, наблюдая за вспышками сигнальных огней на железнодорожном переезде. Это наблюдение в дальнейшем стало основой для создания гештальт-теории и формирования базовых принципов визуального восприятия в целом. Кратко суть теории можно описать так: люди воспринимают группу объектов как нечто целое прежде, чем различают отдельные объекты по отдельности.  

Основные идеи, которые лежат в основе теории гештальта:

Появление

Целое есть нечто иное, чем просто сумма его частей

Появление это процесс формирования законченного сложного объекта из простых линий. Когда человек идентифицирует объект, он начинает с его общих очертаний, контура. Наше сознание в первую очередь пытается сравнить и сопоставить изучаемый предмет с тем, что нам уже хорошо знакомо. И только после того, как такой шаблон будет найден, мы начнем идентифицировать отдельные части, составляющие объект. 

Запомните: люди идентифицируют элементы (в том числе и дизайна) по основным их формам. Простой и понятный объект будет замечен пользователем гораздо быстрее, чем сложный, состоящий из множества мелких деталей и с трудно определяемым контуром. 

Материализация

Reification

Данный аспект визуального восприятия проявляется, когда мы воспринимаем объект как содержащий больше информации, чем это есть на самом деле. Если мозгу не хватает информации для того, чтобы идентифицировать объект, он может начать «заполнять» пустые места, чтобы подобрать знакомое соответствие.  В данных рисунках нам легко «достроить» изображения и дополнить их треугольником, прямоугольником, кругом, линией.

Материализация на практике означает, что не обязательно каждый раз давать посетителям сайта законченную картинку. Некоторые части можно опустить, но оставшихся элементов должно хватать для понимания того, что имелось в виду.

Мультистабильность

1024px-Multistability.svg

Мультистабильность — это склонность мозга неоднозначно воспринимать визуальные образы и переключаться между двумя или более альтернативными интерпретациями. 

Посмотрите на пример, представленный выше:

Вы можете увидеть два лица, провернутые в профиль друг к другу, либо вазу, но никак не два этих образа одновременно. Вместо этого вы можете быстро переключаться и видеть их по очереди. 

Что мультистабильность даем нам в области дизайна? Возможно, вам захочется поэкспериментировать и изменить восприятие некоторых изображений на сайте. Это нормально, главное убедитесь, что каждое из подобных альтернативных изображений понятно вашему посетителю. 

Неизменность

Invariance

Неизменность или инвариантность заключается в характере нашего визуального восприятия. Она означает, что мы распознаем объекты вне зависимости от их вращения, масштабирования или перемещения. Человек часто наблюдает объект с разных точек зрения, поэтому развилась способность узнавать объект даже с измененными параметрами.

Попробуйте представить себе мир, в котором вы сможете узнавать чье-то лицо только глядя на него строго в профиль, если же человек повернется немного в сторону – он сразу станет неузнаваемым. Неизменность же позволяет нам узнавать людей с любого ракурса. 

Итак, мы рассмотрели основы гештальт-теории. Теперь перейдем к принципам.

И начнем мы с 1. Простота

1024px-Gestalt_similarity.svg

Простота это базовый принцип гештальта. Люди отдают предпочтение простым, понятным и лаконичным формам. Инстинктивно мы воспринимаем их как «безопасные», «не вызывающие», они требуют меньше времени и сил на осмысление. 

Когда мы сталкиваемся со сложными формами, то стараемся реорганизовать их, используя более простые компоненты.

2. Замкнутость

1024px-Gestalt_closure.svg

Смысл принципа замкнутости состоит в том, что мы способны создать одно простое целое из разрозненных частей, чтобы получить узнаваемый образ. Подобно клею восприятие соединяет элементы и добавляет недостающие части для получения привычной картинки. На иллюстрации выше на самом деле находятся несколько черточек разного размера, но мы воспринимаем их как круг или квадрат. 

Используя этот принцип в дизайне убедитесь, что вы оставили потенциальному посетителю достаточно информации, чтобы правильно воспринять все визуальные образы на сайте. 

3. Симметрия

symmetry

Люди воспринимают визуальные образы — картины, формы, буквы — целиком, даже если сам образ не полностью завершен. Симметрия дает человеку ощущение надежности и  стабильности. 

Именно поэтому мы ищем баланс в композиции, хотя не каждой композиции для гармонии нужен этот баланс. 

4. Фигуры и фон

Этот принцип охватывает взаимоотношения между позитивными элементами и негативным фоном. Суть в том, что наш глаз отделяет фигуру от фона. Это помогает быстрее сфокусироваться на ней и понять, что же изображено на самом деле. 

5. Равномерная связанность

Линии между элементами на картинке ниже заставляют нас думать, что эти фигуры как-то связаны (даже если линия не касается фигуры, а лишь проходит рядом с ней). 

Uniform Connectedness

6. Общие области

Разделение элементов — еще один способ показать связь между ними. Каждый элемент в выделенной области будет восприниматься как часть целого, часть этой области. 

common_regions

7. Близость

Если элементы расположены близко друг к другу, то они будут восприниматься как часть группы, а не отдельные элементы. Это особенно четко видно, когда элементы ближе к каким-то одним элементам в группе, чем к другим.

Gestalt_proximity.svg

8. Продолжение 

Continuity

Если вы начнете смотреть в конкретном направлении, вы будете продолжать это делать, пока не встретитесь с каким-либо препятствием или поймете, что дальше в этом направлении ничего нет. В данном случае есть пересечение между элементами (двумя отрезками и двумя кривыми), но мы воспринимаем их как две непрерывные линии. 

9. Общее назначение (синхронность)

Независимо от того, как далеко элементы находятся друг от друга или от того, насколько они различны, если они выглядят как движущиеся в одном направлении, то мы воспринимаем их как единую группу. 

10. Прошлый опыт

svetofor

Вероятно, это самый спорный принцип гештальта, потому что практически невозможно предугадать, как определенный образ будет воспринят разными людьми. У каждого человека свой собственный уникальный опыт.

Тем не менее, есть некоторые общие вещи, которые будут понятны всем, своего рода универсальный опыт. Взгляните на картинку выше. Предположу, что вы подумали о светофоре, где красный цвет означает «стоп», а зеленый – разрешает движение. 

Краткий вывод:

Очень важно понимать и применять принципы гештальта, поскольку они являются базовыми для вебдизайна, описывая то, как человек воспринимает визуальные объекты. Все вышеперечисленные идеи понятны, достаточно прочитать объяснение и внимательно посмотреть на иллюстрации. 

Если что-то останется непонятным или вы хотите обсудить это более подробно – пишите нам комментарии сразу под статей, с удовольствием пообщаемся! 

Posted on 22.11.2016

Category: Графический дизайн

Article tags

Вы дизайнер?

Join Us

всего в сообществе

~150.1k дизайнеров


Related Articles